Автор: Ксения БОНДАЛ 21.04.2020
Фото: Руслан Пряников
С тех пор, как в стране был объявлен режим ЧП в связи с распространением коронавируса, некоторые компании быстро адаптировали свое оборудование под производство простейших антисептических средств. В результате за последний месяц на рынке появилось около 100 наименований дезинфицирующих средств, рассказал в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz генеральный директор ТОО «Производственный комплекс «Аврора» Данияр Алшанбаев. Для бытового использования они походят, а вот для медицинских организаций нет, заметил он. Наш собеседник рассказал, почему стала возможна такая оптимизация бизнеса отдельных производителей, а также об опасности, которую представляют из себя установленные в гипермаркетах санитайзеры, и как мошенники используют в своих целях текущую ситуацию.
- Сейчас мы производим в среднем 10-12 тыс. литров жидких дезинфицирующих средств в сутки, раньше было в 3 раза меньше. Есть три основных вида. Кожные антисептики – жидкое антибактериальное мыло, спиртовые и бесспиртовые антисептики, дезинфицирующие средства – жидкие (растворы), твердые (таблетки, гранулы) и средства для холодной химической стерилизации. Существует холодная химическая стерилизация с помощью жидкости, и есть вторая разновидность – термическая – за счет увеличения температуры в автоклаве. Это что касается медицины, для розницы есть варианты попроще – санитайзеры, как правило, они все спиртовые.
- Бывает небольшое затоваривание на складах, то есть мы могли бы удовлетворить спрос повыше, чем сейчас.
- Да, по всему Казахстану. У нас открыты представительства и склады во всех крупных городах, потому что, если мы не сможем в течение 3-4 дней поставить клиенту то, что ему нужно, он купит у того, у кого есть товар.
- На нашем рынке было пять производителей дезинфицирующих средств. Из-за пандемии Комитет санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РК упростил правила регистрации кожных антисептиков в соответствии с рецептурой ВОЗ, поэтому за последний месяц появилось около 100 новых наименований антисептиков на рынке. И производят их компании, которые раньше этим не занимались, но у них было оборудование (миксеры, линии фасования и т.д.), например, водочные заводы, производители антифриза и напитков. Эту рецептуру ВОЗ, компании, которые давно занимаются дезинфицирующими средствами, не воспринимают всерьез. Она имеет право на существование, в том числе в нынешней ситуации, но помимо этанола и глицерина в антисептике для медицинских организаций должны содержаться и другие компоненты (четвертично-аммонийные соединения, полигексаметиленгунидин/бигуанидин), которые продлят эффект обработки, создавая защитную пленку на коже или поверхности. Дело в том, что когда несколько лет назад ВОЗ создавала свою рецептуру, ориентировалась на развивающиеся страны, те же страны Африки, где широко распространены различные инфекции даже у медперсонала, а не то, что у населения, нет профессиональных антисептических средств. У сотрудников Красного Креста и Красного Полумесяца не всегда даже этанол есть под рукой.
- Все зависит от владельца компании или магазина. Кто-то может закупить профессиональные средства, кто-то бытовые. Но я бы хотел отметить, что в основном устанавливают дозаторы для жидкого мыла. В момент эпидемии их нельзя использовать, потому что они повышают риск заражения. Человек подходит к нему и нажимает на кнопку, чтобы выдавить дозу антисептика. После него другой человек делает то же самое и так по цепочке. Но если одним из «звеньев» оказался зараженный человек, то такой дозатор становится объектом передачи инфекции. Безопасных дозаторов, которые применяются в медицине, два вида. Сенсорный – вы поднесли под него руку, и он выдает вам дозу дезсредства, но он дорогой, мы такие не производим, привозим только на заказ. И есть настенный локтевой дозатор – вы давите на рычаг локтем, который не контактирует со слизистыми оболочками.
- Три компонента, которые мы используем в своей работе, производятся в Казахстане – этиловый спирт, триполифосфат натрия и гипохлорит, а все остальные импортные. Если говорить о поверхностно активных веществах или биоцидах (обладающее антимикробным качеством сырье – Ред.), то для их создания используют кокосы, поэтому в Казахстане априори невозможно синтезировать нужные нам компоненты. Что касается вашего вопроса про логистику, то проблем с ней сейчас практически нет. Были некоторые сложности перед Наурызом, потому что, если в Казахстане карантин объявили в середине марта, то в мире коронавирус в то время уже бушевал. Соответственно, производители биоцидов в европейских странах еще в феврале придерживали продукцию для производства дезинфицирующих средств в своих странах, то есть нам в конце февраля, начале марта негде было покупать сырье. Наши штатные эпидемиологи, как только коронавирус появился в Китае, забили тревогу, и мы стали писать письма в различные инстанции, в Комитет санэпиднадзора о том, что Казахстану не избежать проникновения коронавируса, предлагали создать оперативный штаб, готовы были предоставить своих специалистов для работы. Но госорганы не могли ничего сделать до тех пор, пока президент не объявил режим ЧП.
Когда спрос на биоциды вырос, конечно же, появились спекулянты, которые загодя затоварились, а потом втридорога продавали свои запасы, и нам пришлось с ними работать. Мы были вынуждены просить помощи у акимата Алматы, он подключил к переговорам с европейскими заводами казахстанских послов в этих странах, и они уже встречались с представителями заводов и просили выдать нам объемы.
- Да, поскольку мы заключили контракты с производителями сырья напрямую.
- Да, но помимо этого, спрос подтолкнул цены вверх. По каким-то видам сырья они выросли на 40%, а по другим – на 200%.
- Конечно же, как и все казахстанцы, мы осознаем всю значимость данного вопроса. У нас была широкая продуктовая линейка – около 200 видов товаров, но в нынешних условиях пришлось оптимизировать ассортимент в сторону социально востребованных видов, поэтому рост цен составил в среднем 15-30%.
- Мы столкнулись с мошенничеством разных видов. Есть откровенное мошенничество. Вообще, мы тару для своей продукции производим сами, то есть у нас полный цикл. Так вот, в Нур-Султане мы закупаем гранулы полиэтилена, из которых производятся пластиковые бутылки. Приобрели целую фуру гранул у нашего постоянного поставщика, а потом узнали, что товар украли. Транспортная компания, с которой мы заключили договор о перевозке груза, наняла машину через посредников, и эти посредники оказались мошенниками. Они дали указание водителю фуры отвезти груз на другой склад, якобы, наш склад в Алматы закрыт. Мы обратились в ДВД столицы, там нам ответили, что на все процессуальные процедуры нужно 2 недели. Естественно, мы не могли так долго ждать и попросили помощи у акимата Алматы, в частности у заместителя акима Сапарбека Туякбаева, и благодаря его оперативной помощи за сутки нам удалось получить гранулы для производства упаковки.
Помимо этого, мы столкнулись со скрытым мошенничеством – подделкой одного из наших антисептических средств, которая продается на сайтах объявлений. Сделали контрольную закупку и были в шоке от того, из чего его сделали. Это оказался растворитель, который вызывает аллергическую реакцию вплоть до ожогов. И мошенники работают не только в Алматы, но и в Темиртау, Караганде. Поэтому необходимо покупать дезинфицирующие средства только в проверенных местах – аптеках, крупных торговых сетях – брать фискальные чеки, чтобы обратиться за защитой своих прав, если вы пострадали. При покупке нового или подозрительного средства в магазинчике у дома невозможно просчитать риски для здоровья. Крупные торговые сети, я сейчас намеренно ни одну из них не называю конкретно, работают с проверенными поставщиками, а чтобы продукция попала на их полки, нужно пройти необходимые исследования и получить множество сертификационных документов.
Источник:https://kapital.kz/business/86377/na-rynke-antiseptikov-rastut-konkurentsiya-i-moshennichestvo.html